Вы читаете журнал [info]a_tanj

Previous Entry | Next Entry

барка

   Некоторое время назад благодаря православному Св.- Сергиевскому братству, пригласившему всех желающих на встречу с известным российским режиссером-кинодокументалистом А.И.Гутманом, мы имели счастливую возможность вместе с ним просмотреть два его новых фильма, а потом неспешно о них поговорить.

Состоявшееся обсуждение показало, какой глубокий отклик может находить в весьма разнородной аудитории хорошее документальное кино на серьезную тему.
Кажется, что любой кинематограф призван к разговору о человеке, только в большинстве своем забыл свое назначение. Тем более, документальный, который, как правило, ангажирован своим заказчиком и существует по известному правилу: «кто деньги платит, тот и музыку заказывает». А если никто не заказывает, то и никому это не нужно, - так получается на практике.
   Александр Гутман, лауреат множества конкурсов документального кино, хорошо известен во всем мире, но мало известен широкой публике у себя на родине. А ведь его фильмы все о нас, о постсоветских людях. И как все настоящие художники, он не желает поступаться своими принципами , т.е. снимает только то, что интересно и важно ему самому.
Но как это всегда бывает именно у настоящих художников, то, что вышло из их рук, несет в себе гораздо больше смыслов, чем предполагал автор, и распахивает горизонт для чувств и размышлений многим своим зрителям.

Я снова пересмотрела последние фильмы А.Гутмана «Солнечная сторона трассы» и «17 августа», и мне захотелось, дорогие друзья, поделиться своими впечатлениями о них с вами.

"Солнечная сторона трассы" снята под Магаданом - это кусочек жизни (всего 12 мин фильма) последнего гулаговского узника Ивана Прокопьевича Гудкова, который живет один в брошенном поселке на Колымской трассе.




По обеим сторонам трассы - остатки советского Клондайка и сталинского Гулага.



История хозяина бидонвиля, в котором непонятно, как можно зимовать на Колыме, такова: 18-летним ушел на войну, 20-летним кончил ее в Берлине. Однажды опоздал на 2 часа из увольнения и получил 10 лет тюрьмы. А дальше Воркута, а потом Колыма, откуда он уже и не уехал. Он пережил предательство самых близких, разуверился в людях и доживал свой век с 3-мя любимыми собаками.
В момент приезда к нему оператора был очень болен, т-ра около 40. Гутман за 100 км пригнал скорую, ему вкололи антибиотики, он с трудом встал и потом рассказал всю историю своей жизни.
Александр Ильич говорил: его рассказ я не снимал, потому что думал, что эта история, одна из миллионов в нашей стране, а теперь думаю, что м.б. и зря. Наверное, нужно было создать такой мартиролог из всех этих историй, которые, сложенные вместе, стали бы главными свидетелями преступлений режима, и м.б. тогда в учебниках писали бы, что Сталин - не успешный менеджер, а убийца и преступник.
Через месяц неожиданно выяснилось, что Иван Гудков умер, и у этой истории появилась кульминация, которая заставила сделать короткий фильм о нем.
Фильм не вызывает тоскливого чувства, перед нами мученик, не за веру, а просто невинный страдалец, виден его близкий конец - освобождение от продолжающегося ГУЛАГа в его жизни. Физически ощущаешь равнодушие и разобщенность людей, обрекающая этого человека на одиночество.
И какую-то не столько внешнюю, а скорее внутреннюю опустошенность и раззоренность жизни.



И совсем о другом одиночестве снят последний фильм Гутмана «17 августа», (выпуск 2009г.) - о пожизненно заключенном на острове «Огненный» Вологодской области. Это бывший Кирилло - Новоезерский монастырь, насельников которого после революции расстреляли большевики, отданный сначала под ГУЛАГ, а с 1994г. под тюрьму для смертников.

Comments

( 39 комментариев — Оставить комментарий )
[info]elka_sh wrote:
9 Янв, 2010 16:08 (UTC)
В аду ли все эти люди, которые делали такое с другими людьми? Или они прощены? Так трудно думать об этом.
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 16:37 (UTC)
Это вопрос нашего духовного состояния, вовсе даже не размышления...
Я когда занималась лубянскими палачами - ты помнишь ведь этот помт? - тоже чуть веру не потеряла. В Боге этой проблемы нет, есть в нашем отношении к греху, к его наследию, в нашей жертвенности или ее отсутствии..
[info]elka_sh wrote:
9 Янв, 2010 16:41 (UTC)
Нет, ну веру я от этого не теряю, просто... боюсь думать дальше какого-то предела, боюсь, что моё непонимание возможного милосердия окажется слишком злобным и жестоким.
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 17:02 (UTC)
Может в том все и дело, что мы мысли не додумываем до конца и не проявляем того, что в нас сидит и ставит эти пределы даже тому разуму, который мог бы с ними справиться?
[info]elka_sh wrote:
9 Янв, 2010 17:21 (UTC)
Может быть. Надо попытаться.)
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 17:30 (UTC)
Я когда-то, еще до моего крещения, пыталась это сделать конкретно на тему, скажем, моей неправды в отношении к Алене. Мне казалось, что я несу всю ответственность за ее здоровье. И это был такой тяжкий труд, когда мысль не пробивалась сквозь вату, терялись концы, - я тогда была просто поражена этим внутренним сопротивлением, но упорно пробивалась, вдохновляясь опытом Зощенко, который он описал в своей книге "До восхода солнца".
И, как мне кажется, тогда победила, а позже поняла, с Чьей помощью))
[info]elka_sh wrote:
9 Янв, 2010 17:33 (UTC)
То есть ты уже заранее казалась себе плохой и с этим боролась? Потому что в моём случае мне - наоборот - не хочется увидеть свою собственную возможную злобность и жестокость... То есть я и так знаю, что я плохая христианка, и лишнего подтверждения, видимо, совсем не хочется...
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 17:38 (UTC)
Нет, не совсем так, я, конечно, понимала, что я плохая, но вот в чем именно прокол, который нужно исправить, я не знала и именно это пыталась понять. Но при этом была уверена, что исправив его, можно войти в ту же реку заново...
[info]elka_sh wrote:
9 Янв, 2010 17:44 (UTC)
И потом ты поняла, что никакая ты не плохая?
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 17:55 (UTC)
Если честно, то я поняла, что я еще хуже, чем о себе думала)))
[info]elka_sh wrote:
11 Янв, 2010 14:39 (UTC)
О Господи!
[info]a_tanj wrote:
11 Янв, 2010 14:47 (UTC)
По моему - это нормальный ход развития))
[info]elka_sh wrote:
11 Янв, 2010 14:56 (UTC)
Ну... в общем, да, конечно. Главное - не зацикливаться на этом.))
[info]a_tanj wrote:
11 Янв, 2010 14:57 (UTC)
Вроде в этом не замечена))
[info]elka_sh wrote:
11 Янв, 2010 15:00 (UTC)
Я вижу.)
[info]elka_sh wrote:
9 Янв, 2010 17:48 (UTC)
Ведь "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии"?
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 17:56 (UTC)
Такое редко бывает, чаще всего мы расплачиваемся за свои грехи..

И мало кто дорастает до того, чтобы взять на себя и чужие...
[info]taro_dalini wrote:
9 Янв, 2010 19:03 (UTC)
Если ад, действительно, у каждого свой, и каждый будет не на сковородках поджариваться, а изнывать от собственных дурных мыслей и несбыточных намерений, то это просто продолжение той же самой жизни, которую эти люди вели на земле. Вот только жертву уже не так просто найти, сталинское "был бы человек, а дело всегда найдется" - уже не срабатывает...
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 19:15 (UTC)
Ох, слава Богу, что ад не может быть вечным!
Вот уж, как у Тостого: все счастливые - счастливы одинаково (читай - с Господом в Царстве!), а несчастливые - каждый на свой манер!
[info]elka_sh wrote:
11 Янв, 2010 14:40 (UTC)
Да уж конечно, не на сковородках.)
[info]_m_u_ wrote:
9 Янв, 2010 16:13 (UTC)
Как можно вообще о Сталине думать иначе, чем как о маньяке, параноике и убийце -не знаю. Сейчас читаю книгу френдессы [info]lichoman "Семейные свитки". Если есть желание почитать, вот что она пишет о возможности сделать это в сети:
"В более чистовом варианте (а заодно и с фотографиями, которые есть в книге) можно почитать в интернет-газете - http://www.newswe.com/
Для того, чтобы получить там выход на мою книгу надо на левом поле, в квадрате "Введите текст для поиска" написать "Семейные свитки" и нажать на кнопку поиска. Выскочит полный список выпусков. Первым - там будет реклама книги, туда можно не ходить )))"
Сколько искореженных судеб, уничтожение и целых семей, и даже целых народов...Да что там - бабушка рассказывала, что у нх стояли в кладовке приготовленные лопата и кирка - на случай высылки невесть куда. Вывозили-то почти без всего.
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 16:40 (UTC)
Удивительно ведь, но думают иначе, и не малая часть нашего общества, а почти 50 его процентов. Это же феномен, и не из разряда чистой логики, а поврежденности сознания...
[info]_m_u_ wrote:
9 Янв, 2010 16:43 (UTC)
Если с детства мозги промывают и если собственные близкие не попали в мясорубку - тогда понятно.
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 17:05 (UTC)
Свои в мясорубке - не преграда, как правило. А есть эта заслонка в мозгах, за которую мысль просто не попадает. Из самозащиты, - ведь наше "Я" отчаянно защищается от того, что может его потревожить и сильно потревожить, разбудить совесть, напр.
[info]_m_u_ wrote:
9 Янв, 2010 17:22 (UTC)
Это верно.
[info]southern_sonata wrote:
9 Фев, 2010 20:31 (UTC)
Не знала о такой цифре. Ужасно.
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 16:41 (UTC)
Книгу обязательно посмотрю, - спасибо!
[info]v2203 wrote:
9 Янв, 2010 19:07 (UTC)
Спасибо за материал. Если будет возможность фильм посмотреть, дайте знать, пожалуйста.
Сейчас конечно не 38 год, но все чаще думается - мир изменился, а изменилось ли что-нибудь принципиально по отношению к "населению"?
[info]a_tanj wrote:
9 Янв, 2010 19:21 (UTC)
Жаль, что Вы не видели мое объявление в блоге и приглашение - можно было прийти всем желающим. Мы очень хорошо поговорили с Александром Ильичем, и он захотел показать нам свой относительно старый фильм, но самый известный - "Фрески". М.б. это будет в середине февраля, когда он будет в Москве, хотя это время не очень удобно, - начало Великого поста...
По телевидению его не покажут, это уже ясно, - "формат" не тот...
в продаже его фильмов нет - и это принципиальная позиция автора, увы..
Но если Вы захотите организовать просмотр в какой-нибудь аудитории, то думаю, можно прийти и показать)))
[info]v2203 wrote:
9 Янв, 2010 20:00 (UTC)
Спасибо. Насчет просмотра сейчас ничего в голову не приходит, но в голове буду держать.
[info]v_leria wrote:
11 Янв, 2010 12:21 (UTC)
Танечка! Почему-то не видно 2, 3 и 4 фото. Вместо них картинка со словами "не существует" :(
[info]a_tanj wrote:
11 Янв, 2010 12:25 (UTC)
В каком посте - этом или следующем? - у меня все видно...
[info]a_tanj wrote:
11 Янв, 2010 12:31 (UTC)
Уже все поняла и исправила
[info]v_leria wrote:
11 Янв, 2010 12:48 (UTC)
Появились! Спасибо!
[info]v_leria wrote:
11 Янв, 2010 12:46 (UTC)
Мое впечатление, что Иван ГУдков счастливее многих своих сверстников, не прошедших ГУЛАГа. Ведь многие в отличие от него умерли, так и не узнав и правды о своем времени, стране, истории. Но эти сверстники Ивана ГУдкова в свою очередь, в каком-то смысле честнее ныне здравствующих наших просоветских сограждан. Ведь не может быть оправдания тому, кто СОЗНАТЕЛЬНО идет на подлог да еще соблазняет малых сих.
[info]a_tanj wrote:
11 Янв, 2010 13:18 (UTC)
Ну, о счастье я не стала бы говорить вовсе...
И как тут сравнивать? Что ты имеешь ввиду под СОЗНАТЕЛЬНЫМ подлогом?
[info]v_leria wrote:
11 Янв, 2010 15:59 (UTC)
Имела в виду экзистенциальное счастье :)
Сознательный подлог - это рассуждения типа "ну были жертвы, зато в войне победили", или когда многократно занижают статистику, пишут лживые книги и учебники по российской истории ХХ века.
[info]a_tanj wrote:
11 Янв, 2010 16:25 (UTC)
экзистенциальное счастье
Конечно, с этой точки зрения, быть жертвой всегда лучше..
( 39 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

барка
[info]a_tanj
Татьяна Авилова
Website

Latest Month

Май 2012
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Разработано LiveJournal.com
Designed by [info]chasethestars