Татьяна Авилова (a_tanj) wrote,
Татьяна Авилова
a_tanj

Category:

Михаэль Ханеке и современный кинематограф



   Благодаря моей прекрасной френдессе и большой умнице EDICTUM, посмотрела фильм Михаэля Ханеке "Белая лента", а затем и его "Пианистку".

Пролистала несколько рецензий на "Пианистку", в которых источником искусства объявляются хтонические силы, а аморальная сторона главной героини (Эрики - Изабель Юппер) сопрягается именно с ее служением музе. Это по меньшей мере непонятно.
Что верно,- музыка, как и всякое другое искусство, тонко чувствуемое и захватывающее человека, не является гарантом его духовного здоровья. Но не прямым же следствием - его болезненным извращением.
   

Видимо, современное западное искусство и его интерпретаторы, российские в том числе, уже настолько перешли к категориям философским (в лучшем случае), а чаще, психоаналитическому и интеллектуальному витийству, что простые вещи и связи ускользают от их сознания. Человек настолько раздроблен на макросы, суть отдельные сегменты, контролируемые социальными, интеллектуальными, физическими компонентами жизни общества и личными обстоятельствами, что представить его целостным, в иерархии духовного над телесным просто уже невозможно.
Изабель Юппер (исполнительница главной роли) ходила в Канне, где номинировался фильм, с татуировкой: "Бог должен быть благодарен Баху, потому что Бах - доказательство существования Бога"
Но, оказывается, просто хорошо, даже виртуозно играть Баха недостаточно, чтобы являть Бога, и для меня в исполнении героиней Баха дыхания Создателя не слышится. Одна холодная гармония.
Фильм о насилии и жертве. Как часто это бывает, тот, кто совершает насилие над другими, сам становится жертвой - простая справедливость закона. Милосердию в фильме нет места вовсе. Все черно-белое, даже странно, что фильм сделан в цвете, а не в черно-белом варианте, как его же (Ханеке) работа "Белая лента". Даже с точки зрения кинематографических эффектов, самые сильные места решены именно на свето-темном контрасте.
Нет и "положительного" героя, - это тоже мне кажется отличительной чертой современного кинематографа, - все плохо, одно обличение, пусть и очень талантливое. И от этого душно, т.к. выхода не видно. М.б. предполагается идея, реализованная когда-то в парижском метро и уменьшившая число самоубийств: вместо надписи на дверях "выхода нет", написать "выход с противоположной стороны"? Тоже, скорее всего, не проходит, т.к пространство искаженных чувств, связей, разума, как такового, скорее напоминает лабиринт. А для выхода нужна вертикаль, вот ее - то как раз и нет ни в героях, ни в проживаемых ими обстоятельствах. Нет прорыва в экзистенциальное пространство. В этом смысле все эти фильмы апокалиптические, но без "новой земли и нового неба".
В чем тогда смысл фильмов современных режиссеров, очевидно талантливых, но лишенных духовного видения? А иногда, как, скажем, Ларс Триер, и вовсе с искаженным представлением добра и зла? Ставить диагноз, а лекарства не прописывать, и тем самым обрекать человечество на смерть?

Tags: Ханеке, кино
Subscribe

  • Путина попросили возглавить кадетское движение в России

    Путина попросили возглавить кадетское движение в России В настоящее время под петицией с соответствующей просьбой подписались уже более 1700…

  • Выпрямительный вздох

    «Люблю появление ткани, Когда после двух или трех, А то четырех задыханий Придет выпрямительный вздох» Осип Мандельштам "Выпрямительный…

  • Польский фильм "Последствие"

    Это прямое название той трагедии, которую польский режиссер Владислав Пасиковский с риском больше не появиться на поле родного кинематографа,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Путина попросили возглавить кадетское движение в России

    Путина попросили возглавить кадетское движение в России В настоящее время под петицией с соответствующей просьбой подписались уже более 1700…

  • Выпрямительный вздох

    «Люблю появление ткани, Когда после двух или трех, А то четырех задыханий Придет выпрямительный вздох» Осип Мандельштам "Выпрямительный…

  • Польский фильм "Последствие"

    Это прямое название той трагедии, которую польский режиссер Владислав Пасиковский с риском больше не появиться на поле родного кинематографа,…