Татьяна Авилова (a_tanj) wrote,
Татьяна Авилова
a_tanj

Categories:

"Предбанник" С.Юрского - танцуют все?

   Вчера мне перепал билет на "Предбанник" в постановке С.Юрского, и я от него не отказалась.
Обычно я делюсь только тем, что сильно цепляет. Придя вчера со спектакля, положила себе, не читая ни одной рецензии, написать, что я там увидела и поняла. Все субъективно.

Это - пророчество о ближайшем будущем, высказанное хоть и в сценической форме, но словесно: мы - в предбаннике, впереди баня, скорее всего, кровавая…
А в двух актах показана жизнь нашего сегодня.
Но по порядку, который, кстати, не сразу угадывается.
   

   В первом акте есть две несвязанные друг с другом линии: одна - жизнь за кулисами театра, это редкие минуты передышек от нескончаемо идущего спектакля, в котором двое играют все время разные роли. Этих редких мгновений не хватает для серьезного разговора, размышления, разве что можно выпить стакан пива, привычно что-то поругать или, наоборот, искусственно взбодриться. Это необходимо, потому что роли мелки, а если и попадается что-то классическое, то зритель все равно ничего не понимает, не воспринимает, а для себя играть - надолго ли хватит?

И параллельно идет линия предвыборной компании некого босса, она на грани срыва, последняя надежда - на магию какого-то заезжего румына, практикующего что-то индийское. Как раз в этой части блестяще играет Сергей Юрский - политтехнолог, а сам босс появляется значительно позже, но его тоже превосходно играет Александр Филиппенко. Герой Юрского - бывший шестидесятник, отсидевший в свое время, а теперь спивающийся циник и пессимист.
Там еще есть секретарь босса - женщина-функционер, проститутского склада девица - посредница от румына, тупой охранник, туго знающий свое дело - как выжимать из ситуации рубли и невразумительный француз.
Эти две линии пересекаются и смешиваются во втором акте, и там выясняется - что и та предвыборная компания - тоже игра, - снимается кино, - этакий "сюр", сильно, однако, смахивающий на действительность. А появляющийся на сцене "крутой" босс - все куплено, всем молчать, в него верить, у него все зажато в кулак, - оказывается, сам легко подвергается манипулированию. Тот самый йог заставляет всех плясать мамбу под его не дудку, а барабан. Совсем как Коровьев с Котом (и А.Филиппенко тут же!) заставляют петь хором и до изнеможения рабочий советский коллектив. При этом произносит вполне разумную команду: танцуют все, кто танцует! И танцуют все, без исключения…
И это колесо, в котором вертятся актеры, сначала тормозится, а потом останавливается сердечным приступом одного из них, "дяди Бори" - Юрского. Только тогда они все оставляют свой актерский облик и становятся похожими на людей, а не на марионетки, сочувствующих, вообще что-то человеческое чувствующих.
И вот этот "политтехнолог" на пороге своей смерти произносит что-то такое, что выходит за рамки роли, - то самое пророчество о грядущей бане. На вопрос, а что же делать, говорит: надо остановиться, всем надо остановиться! И понимает, что это невозможно.
Что значит остановиться? Это значит выйти из колеса жизни, как сказал бы тот румыноиндус - сломать свою карму. Открыть уши и глаза и услышать, что говорит тебе твое внутреннее "Я". Оказывается, что это для современного человека не только невероятно сложно, но и небезопасно.
Я тут же вспомнила недавно встреченный в ФБ текст об эксперименте психолога, предложившего старшим школьникам провести 8 часов наедине с собой без каких-либо коммуникативных средств: телевизора, компа, мобильника. Из добровольно согласившихся на это 68 человек смогли закончить эксперимент только трое, остальные его прервали из-за суицидальных мыслей, "панических атак"; у половины наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. И это те, кто готов был на такое решиться.



В конце спектакля актеры отказываются играть завершающую сцену фильма - общий танец, щадя состояние "дяди Бори", который тут и умирает. И конечная сцена это та самая остановка.
И я подумала, что все чаще мы, действительно, можем остановиться, встретиться с близкими, теми, кого мы любили раньше, с кем не расставались годами - когда кто-то из них умирает. Мы смотрим друг другу в глаза, обнимаемся, клянемся встречаться не только на похоронах, и….. расстаемся до следующих….
Сегодняшний спектакль снова прокричал ту же мысль: неужели только такой край может заставить нас остановиться и вглядеться в глубину жизни? О чем нам говорит эксперимент с нашими сегодняшними детьми? Время лукаво, и как мы сможем войти туда, где не может быть суеты и морока - не устрашимся ли Божьего мира? Недаром же библейский образ Бога, в облачном столпе шедшего с Израилем по пустыне, для выходящих из дома рабства был светом и теплом, а для преследователей - густой тьмой.

Tags: С.Юрский, театр
Subscribe

  • Любители экстрима

    Кто-то, кому в жизни не достает адреналина, ищет этот самый экстрим, а кому-то.... (см. ниже!!) А теперь кадры из экспедиционной…

  • Памир. Окончание

    Предыдущие части: 1-ая , 2-ая и 3-я . Продолжаю рассказывать страшные истории. Прошлое повествование кончилось угрозой конца света со…

  • Памир. Продолжение

    Здесь памирские 1-ый пост и 2-ой пост В прошлом посте я писала про землетрясение 1949г., но вообще-то Гармская сейсмическая станция…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments