Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

барка

"Молитва памяти" на Ваганьково

   Прошло 30 октября и все напряжения, связанные с организацией и проведением чтения имен жертв советских репрессий.
Мы впервые это делали в Москве, причем сразу в двух местах: на Ваганьковском кладбище и на пересечении Петровки и Столешникова переулка.

Разные места, разное время суток, разный срез московского населения.
Я отвечала в основном, за Ваганьково, о нем и расскажу.
    Кто приходит на кладбище в середине рабочего дня? - кто регулярно посещает свои могилы, как правило, это пожилые люди, кто хоронит родных и близких, а это не так часто на старом кладбище в центре Москвы. И те, кто приехал в этот день специально ради памяти о расстрелянных и захороненных здесь людях в годы лихолетья.
К таким относились и мы, но это неудивительно, т.к. мы к этому готовились. Кто-то увидел наш баннер и тоже пришел к назначенному времени. Кого-то привело сюда какое-то глубокое и неуходящее переживание, обязательства памяти. Так мы познакомились с дедом 84 лет, приехавшим сюда специально из Нижнего Новгорода, чтобы рассказать об отце, о своей жизни - сына расстрелянного врага народа, о страхе, снедавшем его всю советскую жизнь.

Collapse )

барка

Симфония двух вертикалей власти - как это не ново!

   В начале сентября в церкви была отмечена дата 70-летия второго восстановления патриаршества в нашей стране, связанного с инициативой Сталина по некоторому возрождению церковной жизни в СССР - прежде всего, ради своих политических игр на международной арене.


12 сентября 1943 г митрополит Алексий Симанский вручает патриарший жезл патриарху Сергию
Интересно, что само это событие 1943-го года оценивается в церковных кругах по-разному: от "торжества православия" до "учреждения сталинской церкви" в России. Однако, основание и для того и другого суждения примерно одно: церковь - это ее иерархия, структура, без которой она просто не мыслится. И потому церковь не рассматривается вне своей связки с вертикалью светской власти, а еще точнее - во взаимодействии двух вертикалей: церковной и светской. Как мы знаем, светская власть может быть как терпимой к верующим своим согражданам, так и откровенно их гонящей, что делает это взаимодействие неизбежно трагичным и полным компромиссов.

   Союз церкви и государства берет начало с Константина Великого (а вовсе не с митр. Сергия Страгородского), и трудно однозначно определиться с этим явлением. С одной стороны, церковь как государственная религия открыла возможность расцвета христианской культуры, и мы, слава Богу, обладаем огромным ее наследием, с другой - сделала неизбежным "номинальное" христианство" и "умаление любви".

Митрополит Сергий (Страгородский) в 1942 г

Россия получила византийскую модель христианства в готовой форме и потому не удивительно, что именно она записана в ее генетическом коде. И м.б. поэтому, как только представлялась такая возможность, на Руси восстанавливалось патриаршество: так было в 1917 году, так произошло и в 1943-м, да и его возникновение в 16-м веке связано также с политической обстановкой на Руси.
И все же главная святость Церкви вовсе не в ее структуре, что не исключает личной святости и жертвенности отдельных ее служителей, а в тех, кто в союзе мира и любви строят свою жизнь по евангельским заповедям. "Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них" (Мф 18, 20) - сказал Христос. И это является основанием общинной и братской жизни, которая также никогда не уходила из церкви. Как правило, она не прописана в учебниках по истории, но становится явной в годину особых страшных испытаний, что и показала история мученичества и исповедничества в нашей церкви в прошлом веке, - за церковь, ее главные ценности, а также за своих епископов могла постоять только настоящая церковная община.
Много вопросов возникает о существе различных экклезиологий (поместно-приходской, клерикальной, общинно-братской, евхаристической) и их взаимодействии или противопоставлении сегодня. Размышления о разных путях устроения церковной жизни прозвучали в слове о. Георгия (Кочеткова) на вечерне 31 августа с.г.
В несколько сокращенном виде его вам и предлагаю.
Collapse )

барка

Реплика на публикацию Е.Рачевой "Две недели с отцом Павлом Адельгеймом"

   Один из самых, меня тронувших откликов на имя, жизнь и смерть отца Павла Адельгейма это публикация Лены Рачевой в Снобе "Две недели с отцом Павлом Адельгеймом" .

Больно резануло запустение в Писковичах, вплоть до ощущения запаха ветхости и старья. "…Дом, где начинался интернат Адельгейма, кажется застывшим в середине 80-х: обои в розах, пестрые занавески, на стенах — календарь с котятами и много икон… Кажется, вот-вот со двора вбежит стайка девочек с косичками, выйдет молодой батюшка…
От обоев в цветочек, скатерти с бахромой и красного халата хозяйки веет застарелой, неизбывной тоской. Ощущение искаженного, упрощенного болезнью обитателей мира давит почти физически..."



И всплыло воспоминание об этом месте 12-летней давности, которым я и решила поделиться.
Collapse )

барка

Вестники радости

   Общинам "Вера и Свет" исполнилось 40 лет.
Многим известен их основатель, человек удивительной духовной силы, евангельской любви - Жан Ванье.


В этом движении участвуют около 80 стран мира, в которых созданы полторы тысячи общин.
В России они появились в 1990 году, и на сегодня есть только в Москве (и ближнем Подмосковье), и Петербурге. Их всего 12.
Каждая имеет свое имя: "Свеча на ветру", "Странные люди", "Пятница", "Проснись и пой", "Крошка", "Маленькое дерево", "Бобовое зерно", "Черепаха", "Подсолнух" (Подольск), "Сретение" (Пушкино), "Верные друзья" и "Фонтанка" (Санкт-Петербург).
Мы с Аленой в общине "Свеча на ветру".
   

В общины входят семьи "особых людей" с различными трудностями развития и их друзья.
        В них не занимаются профессиональной реабилитацией, а наполняют жизнь отверженных, особенно в нашей стране, людей главным - общением в любви и принятии каждого таким, какой он есть. Одни только названия книг Жана дают понимание основ этого общения: "Каждый человек - священная история", "Община - место прощения и праздника", "Найти мир" и др.

И действительно, в этих общинах создана такая атмосфера, которую люди нигде больше не могут встретить - ни в мире, ни даже, к сожалению, в церкви, когда свободно и радостно можно быть самим собой, без оглядки на свои несовершенства. И тогда уже не просто можно жить в современном жестком мире, но в человеке расцветают творческие возможности, а порой происходят и такие подвижки в развитии, которые никакими медицинскими средствами не могут быть достигнуты. Потому что там, где живут любовь и свобода, действует Бог. И не важно, что в эти общины входят наряду с верующими и церковными людьми те, кто только на пути к вере. Мне кажется, что быть совсем неверующим просто невозможно, живя с такими людьми.
Итак, на свой день рождения общины из России, Украины, Литвы, Словакии, Чехии, Грузии, Италии, Польши собрались в городе Львове, где и прожили вместе 6 дней, наполненных встречами, молитвой, музыкой, вкусной едой - и все это был один длящийся праздник.
Дальше я покажу много фотографий, потому что мало никак не получается.
Их авторы: аз, ваша покорная слуга, Аня Борзенко, Катя Зайцева (в ФБ Natalia Lesskis ) и Olga Lypka .
Collapse )

барка

Бог, здесь Билл



   В Заостровье мы с Олей - "owl_solnze" были вместе.
У нее взят оригинал поста, поменяла только фото.

Вчера я вернулась в Москву из места, которое стало еще одним моим (и не только моим) домом! Место это называется Заостровье!

Целую неделю мы молились, трудились, общались и размышляли на разные темы. В основном мы говорили о Христе и Его месте в нашей жизни.
Слава Богу за то, что многое как-то иначе стало восприниматься, более личностно и живо.

Постепенно постараюсь рассказать Вам о некоторых моментах, а сейчас хотела поделиться замечательным стихотворением, которое учит нас молиться просто и сердечно (автор не известен):
   

Простодушно и убого
Старый негр молился Богу.
Хриплым басом он твердил
Лишь три слова: "Бог, здесь Билл".

Пастор Джон с ним долго бился,
Чтоб молиться он учился,
Чтоб красиво говорил,
А не просто: "Бог, здесь Билл."

Негр часами на коленях
Слал Творцу благодаренья,
Но молитву возносил
Так же кратко: "Бог, здесь Билл."

Жизнь его пришла к закату,
И в больничную палату
Он для бедных угодил.
Пастор Джон к нему ходил.
    Но однажды видно было,
Что пустует койка Билла.
Пастор вежливо спросил
У больных: “А где же Билл?"

Вся больничная палата,
Тихой радостью объята,
Расцвела как майский сад.
А больные говорят:

"О, наш Билл-святой, поверьте.
Утром, перед самой смертью
Тихо, из последних сил
Помолился: “Бог, здесь Билл."

Вся палата вслед за этим
Озарилась ярким светом
Словно ангельский чертог.
С неба голос: “Билл, здесь Бог."

Пастор рухнул на колени,
Чтоб воздать Творцу хваленье,
Но сумел промолвить он
Лишь три слова: “Бог, здесь Джон".

барка

Поцелуй Путина 2012

   Это датский документальный фильм об активистке пропутинской молодежной организации "Наши" Маши Дроковой и о цене ее выхода из движения.
Но никакого даже сожаления о том, что ты там была, даже некоторого прозрения нет, по-прежнему "Путин дан России Богом для ее спасения".

О том, что не работают никакие нравственные заслонки от лжи, потому что их нет.
Юному поколению только кажется, что они другие, не такие, как их "предки".
Нет - такие же! Ложные святыни приводят к попранию человека.
И борцы с нашизмом, слава Богу, не озлобленные против своих сверстников, также ужасно наивны: как можно быть такими циниками в молодости - восклицают они - вот годам к 40 - это нормально, а если в молодости - значит они уже старики!
Невольно вспоминаю наш последний семинар, в котором участвовали Ольга Седакова и отец Георгий Кочетков , где разговор шел о синдроме постсоветского человека, наследника нашего совершенно разрушенного народа, государства и общества, не только внутренне не свободного, но и бескачественного.
Это отдельная тема, и надеюсь, скоро поставлю пост с полным текстом высказываний обоих собеседников.

Смотреть фильм очень рекомендую - отрезвляет!
Первая часть

Вторая часть

барка

"Приобрел я синдром улицы Ленина..."

   В московском круге священников сегодня не секрет, что снова поднимаются головы тех, кто еще в середине 90-х обещался оставаться с Преображенским братством в вечной вражде. Что буквально составляются списки тех, кто пользуется переводами богослужений под редакцией о.Георгия Кочеткова, якобы для предъявления их патриарху и требованием выдачи голов для угрозы церковными прещениями.
И понятно, конечно, почему сейчас это происходит: ведь благодаря новому курсу церковной жизни в России, ориентированному на глубокое и неформальное отношение к Христу и Его Церкви, действительно почувствовали свежее дыхание многие священники: и отдельные приходы, и целые епархии. Многим ясно, что катехизация перед крещением - это только первый шаг на пути к духовному возрождению церковной жизни.
Нельзя сказать, что наши "заклятые друзья" успокаивались на все это время, - что могли, то делали, в том числе и с высшим церковноначалием не раз пытались вывести в столкновение. Как говорил Наполеон: "остановиться можно при подъеме, а не при падении".
А еще приходят на ум строчки Маяковского (из поэмы "Хорошо"):
А потом топырили глаза-тарЕлины
в длинную фамилий и званий тропу.
Ветер сдирает списки расстрелянных,
рвет, закручивает
и пускает в трубу.
Лапа класса лежит на хищнике -
Лубянская лапа
Че-ка.
Ведь это так знакомо из нашей трагической истории ХХ века: стремление безбожной власти посеять семена недоверия друг ко другу среди церковного народа, а еще больше - отпугнуть тех, кто ищет в церкви правды, мира и любви между христианами.
И, конечно, все это под видом служения Христу, как и средневековые Крестовые походы, и сжигание ведьм и инакомыслящих, и движение обновленцев после революции 17-го года.
Именно благодаря им, если в нашем народе и есть стремление искать Бога, то в отношении церкви стоит серьезная преграда. Это знает каждый современный катехизатор: люди готовы верить в Бога, но в отношении церкви, особенно у интеллигенции приходится преодолевать большие запинания.
На что же рассчитывают эти люди? Или по-прежнему, по-ленински считают: "сначала ввяжемся в драку, а потом видно будет"?

барка

Приветствую тебя, дорогая сестра Алла!

   Сегодня пять лет, как с нами нет сестры нашей общины
Аллы Даниловны Василевской.
Память о ней всегда жива, потому что мы были и остаемся родными людьми, потому что есть наша постоянная, надеюсь, взаимная молитва.


А еще, потому что все, о чем так горячо молилась Аллочка, сбылось или сбывается в жизни нашего большого братства - и братство православных врачей, и их служение братьям и сестрам. И вот уже 7 лет живет братство "Трезвение" ("Господи, хочу, чтобы у нас была сильная медсанчасть и чтобы моим подопечным нашлось место в церкви, и была о них забота, и было у них дело!" - Аллочка была зав. отделением наркологического диспансера, работала в женских тюрьмах).
В церковь пришла в возрасте 58 лет, а крестившись, положила на стол свой партийный билет, сказав: я не с вами, а с Господом, но когда нас будут судить, я сяду на скамью подсудимых вместе с вами.
Collapse )

барка

Додескаден

   И сама не знаю, с чего вдруг мне захотелось пересмотреть фильм Куросавы "Додескаден" или "Под стук трамвайных колес", который так занимал наши умы и чувства в студенческой молодости.


И вот в который раз задаюсь вопросом, как можно жить с такой безнадежной религией как буддизм?
Вспомнила эпизод из своей жизни, когда моя крестная, не очень православного толка, - не было у меня ни одного настоящего верующего в знакомых, когда я пришла к необходимости крещения, - не остановила меня, когда я лезла прямо-таки в пропасть.
Бог уберег, но она потом мне говорила, что мне самой нужно было это пройти или не пройти в зависимости от моей кармы!
И сейчас я это вспомнила в связи с одним сюжетом фильма, когда местный праведник (никакой иронии!) предлагает свою помощь явно умирающему от дизентерии мальчику, но не оказывает ее только потому, что безумный отец этого ребенка не видит опасности и робеет принять эту помощь.
Мальчик умирает... Праведник помогает его хоронить...
Collapse )

барка

История первая, происшедшая ровно 4 года назад. И вторая...

   
Это последний пост о Василии Дмитриевиче Поленове и не только о нем. Предыдущие здесь и здесь
История первая - 18 июля 2007г.

Место: храм Живоначальной Троицы в Бехово, созданный руками В.Д. Поленова - от эскизов до полного воплощения.

Collapse )